«Домашний ёж» — самостоятельный проект актёра театра кукол Виталия Якушенко. Проект реализован при поддержке Союза театральных деятелей России. Планируется, что спектакль войдёт в постоянный репертуар театра кукол.
Спектакль поставлен по одноимённому рассказу петербургского художника Владимира Шинкарёва. Режиссёр постановки и единственный в ней актёр — Виталий Якушенко. Это непростая история ёжика, который стал домашним, и теперь ему необходима забота и любовь. Ёжика забирает к себе домой кошка. Они живут дружно, мечтают о счастливой старости, пока вдруг кошка не решает, что ей нужен кто-то, скажем так, не такой колючий, кто больше на неё похож. Она меняет ежа на хорька. Но у хорька оказывается плохой характер, их дружба не складывается. Ёж тоскует и не верит, что его бросили. Кошка просит у него прощения и ждёт его дома.
В заключение актёр спрашивает детей, простил ли ёжик кошку? И дети дружно отвечают: «Да!» Они сопереживают истории и хотят счастливый конец. Но взрослые понимают, что жизнь гораздо сложнее. Открытый финал спектакля каждый интерпретирует по-своему. Как и выбирает, на чьей он стороне в этой истории. Кстати, в оригинальном рассказе два финала, и второй из них — вовсе не для детей: ёж не пришёл, спился и умер под забором.
«Изначально спектакль задумывался как театр вещи. Это когда предметы превращаются в героев, как в детстве. С помощью творчества мы хотели дать вторую жизнь старым вещам. Но затем поняли, что для лучшего понимания истории детьми нужны куклы»,
— комментирует Виталий Якушенко
Оформить декорации и создать образы героев помогли художница Александра Лыженкова из Тулы и главный художник СКТК Ирина Уткина. В итоге с виду непримечательный реквизит в спектакле «оживает» и становится полноправным героем. Старая швейная машинка превращается в электричку, проигрыватель винила — в карусель, а комод — в дом, где живут персонажи постановки.
История настолько многослойна, что будет интересна зрителю любого возраста.
«Дети воспринимают эту постановку, как историю дружбы. Так бывает — поругались, потом помирились. Для них этот спектакль — о прощении. Когда ребёнок подрастёт, ему придётся решать непростые задачи. Я считаю, с детьми нужно разговаривать на серьёзные темы и, возможно, мой спектакль даст повод к диалогу»,
— говорит режиссёр.